Новости
Статьи
Таможня
Персонал
Складская логистика
Транспортная логистика
Закупочная логистика
Техника и технологии
Обшие вопросы логистики
Документы: шаблоны, образцы
Таможенный союз
Законы о торговле
Правила торговли
Таможня
Лицензирование, стандартизация
Санитарно-эпидем. надзор
Другое
Логистика, склад, товар
Законы о логистике
Авиационный транспорт
Автомобильный транспорт
Железнодорожный транспорт
Морской транспорт
Общие
Словарь терминов
Справочник логиста
Габариты
Полуприцепы
Контейнеры
Вагоны
Грузовики
Самолеты
         Информационный портал в сфере современной логистики LogisticsInfo.ru           

Словарь терминов по логистике

 

3PL (Third Party Logistics), или логистика третьей стороны.
Этот термин применяется для обозначения концепции покупки логистических услуг, являясь по сути синонимом понятия «аутсорсинг». С другой стороны, не всякая компания, предоставляющая логистический сервис, может назвать себя 3PL-провайдером. Происхождение термина явно отражается в его формулировке с позиции клиента: сторона поставщика услуги действительно является третьей, промежуточной, связующей производителя и потребителя. Перенять у клиента бизнес-процессы и комплекс оказываемых услуг, предложить ему существенно сократить и даже отказаться от внутренних, собственных логистических подразделений, поручить эти задачи внешним специалистам - так позиционируется современный логистический аутсорсинг, известный как 3PL. Таким образом, чтобы называться 3PL-провайдером, требуется оказывать весь комплекс услуг, необходимый для движения товара по всей цепочке поставок.

 

Автодорожная накладная (CMR) - транспортный документ, подтверждающий наличие договора между перевозчиком и отправителем об автодорожной перевозке грузов. Для международных автодорожных перевозок этот документ должен содержать сведения, предписываемые Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ): дату отгрузки, наименование груза, подлежащего перевозке, имя и адрес перевозчика, наименование получателя, срок доставки, стоимость перевозки. Накладная подписывается перевозчиком и грузоотправителем. Накладная не является товарораспорядительным документом, не может быть индоссирована, груз выдается указанному в ней получателю.

 

Авиагрузовая накладная (Airwaybill)

Авиагрузовая накладная (Airwaybill) - документ, который выписывается грузоотправителем или от его имени и который подтверждает наличие договора между грузоотправителем и перевозчиком о перевозке грузов по авиалиниям перевозчика.
Авиагрузовая накладная заполняется грузоотправителем в трех подлинных экземплярах и вручается перевозчику вместе с товарами. На первом экземпляре ставится пометка «для перевозчика» и он подписывается грузоотправителем; второй экземпляр носит пометку «для получателя» и подписывается грузоотправителем и перевозчиком, следует с товарами; третий экземпляр подписывается перевозчиком и возвращается грузоотправителю после того, как товар принят. Содержание накладной: наименование авиапортов отправления и прибытия, прилагаемые к накладной документы, объявленная ценность, сумма платежа за перевозку, дата составления накладной и т. д.
Авиагрузовая накладная не является ни товарораспорядительным, ни передаточным документом. Роль ее заключается в доказательстве заключения договора перевозки, принятия товара к перевозке и условий перевозки. Она может использоваться как таможенная декларация, в которой содержится подробное описание груза.

 

Аутсорсинг - это отказ от собственного бизнес-процесса, обычно не ключевого, например, в сфере транспортировки товаров или их хранения.

 

Аутстаффинг (outstaffing), вывод персонала за штат.

 

Букинг-нот - это договор фрахта, по которому отдельные партии груза закрепляют для очередного рейса линейного судна, перевозящего грузы по расписанию. Регулярные грузовые линии заблаговременно регистрируют грузы для очередного рейса или рейсов.

 

Вес брутто - масса товара вместе с упаковкой внутренней (неотделимой от товара до его потребления) и внешней - тарой. В практике международной торговли используются также термины полубрутто (вес брутто за вычетом массы наружной упаковки) и фактический вес брутто.

 

Вес нетто - масса товара без тары и упаковки. В ряде стран при исчислении таможенной пошлины в вес нетто включается и масса внутренней (первичной), неотделимой от товара до его употребления, упаковки, в которой он доставляется потребителю (вес полунетто). По весу нетто, как правило, устанавливается цена на товар с учетом также стоимости тары и упаковки.

Ветеринарные и санитарные свидетельства - документы, удостоверяющие незараженность товаров. Требуются соответствующими карантинными и таможенными органами при ввозе в страну импорта животных, птиц, сырых животных продуктов, свежих фруктов и овощей и др. товаров. Ветеринарные и санитарные свидетельства выдаются органами ветеринарного и санитарного надзора в стране отгрузки товара. Обязанность предоставления перевозчику этих документов лежит на грузоотправителе, который несет ответственность за последствия, могущие возникнуть при их отсутствии либо неправильном оформлении.

 

Внутренний таможенный транзит ( ВТТ ) - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. См. также Таможенные режимы

 

Габариты - основные размеры (длина, ширина, высота) изделия, грузового места и т.д.

 

Груз - перемещаемый (перевозимый, транспортируемый) товар. Совокупность физико-химических свойств груза, потребность в таре и упаковке, а также условия и техника его перевозки, перегрузки и хранения определяют транспортную характеристику груза и влияют на цену его перевозки.

 

Грузооборот - экономический показатель работы транспорта, равный произведению веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах.

 

Грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, сдавшее груз к перевозке и указанное в качестве отправителя в перевозочном документе.


Грузополучатель - физическое или юридическое лицо, которому по указанию грузоотправителя должен быть выдан груз в пункте назначения.

 

Грузовая таможенная декларация (ГТД)

 

Договор перевозки - договор между перевозчиком и грузовладельцем, по условиям которого перевозчик обязуется доставить груз в названный пункт назначения, а грузовладелец - оплатить установленную провозную плату.

 

Железнодорожная накладная международного сообщения и ее дубликат являются транспортными документами при международных железнодорожных грузовых перевозках. Накладная является документарным оформлением договора перевозки между грузоотправителем и администрацией железной дороги. В практике международной торговли широко применяется форма накладной, разработанная международной Конвенцией МГК (Международная грузовая конвенция, с 1984 г. именуемая КОТИФ - Конвенция по международным грузоперевозкам), а также Соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС). Основное содержание накладной: название станции назначения и пограничных станций, наименование груза, оплата за перевозку, объявленная ценность груза.
Текст железнодорожной накладной печатается на стандартных бланках обычно на двух языках. Она выписывается грузоотправителем или его экспедитором на имя грузополучателя, скрепляется перевозчиком, который ставит штемпель на дубликате накладной. Последний остается у грузоотправителя. Накладная следует с грузом. К каждой накладной прилагается товаросопроводительная документация: отгрузочная спецификация, сертификат о качестве, упаковочный лист и т. д. Дубликат железнодорожной накладной входит в комплект документов для получения платежа по аккредитиву или в инкассовой форме.

 

Инвойс - счет, счёт-фактура (Invoice), который выписывается/оформляется продавцом товара покупателю за определенную партию товара. Инвойс (“invoice” – англ., “rechnung” – нем., “lasku” – финск., “factura” – исп., “fattura” – итал.) Инвойс – грузо-сопроводительный документ. Счёт-фактура содержит наименование и адреса продавца и покупателя; дату и номер заказа покупателя; описание проданного товара; сведения об упаковке; точные обозначения и номера, указанные на упаковке; цену товара; условия поставки и платежа. Фактурная цена указывается согласно условиям договора. Помимо своего основного назначения, счет-фактура может использоваться в качестве накладной, направляемой вместе с товаром, а также для удостоверения происхождения товара.

 

Коммерческий акт - документ, составляемый перевозчиком или его представителем в удостоверение факта недостачи, повреждения или порчи груза при его выдаче грузополучателю в пункте назначения. Коммерческий акт фиксирует причины несохранности груза, размер и характер ущерба; имеет большое значение при ликвидации убытков страховщиком. Коммерческий акт служит основанием для предъявления получателем груза претензии о возмещение перевозчиком убытков. Отметка о составлении коммерческого акта делается на оборотной стороне транспортной накладной.

 

Книжка МДП (TIR) - международный документ таможенного транзита, который выдается представляющей гарантию ассоциацией, уполномоченной таможенными властями, и по которому перевозятся грузы в большинстве случаев с таможенными печатями и пломбами, в автотранспортных средствах и контейнерах в соответствии с требованиями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП).
Книжки МДП, используемые в настоящее время, состоят из 14 или 20 листов (т. е. из 7 или 10 комплектов) и предназначены соответственно для перевозки товаров через территорию 7 или 10 государств.
Книжки МДП выдаются в РФ Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), печатаются на французском языке, за исключением первого неотрывного желтого листа, который печатается на английском или русском. Книжка МДП имеет срок действия.
Книжка МДП после завершения перевозки с соблюдением процедуры МДП с соответствующими печатями таможни назначения или таможни вывоза возвращается перевозчику и служит подтверждением надлежащего завершения процедуры МДП.

 

Коносамент - основной документ для учета перевозок морским и речным транспортом. Он выдается перевозчиком в подтверждение приема груза к перевозке и обязывает его передать груз в порту назначения грузополучателю. Коносамент относится к категории товарораспорядительных документов (то есть таких, отчуждение которых влечет за собой отчуждение самого товара) и содержит важнейшие условия договора перевозки. см. также виды коносаментов, коносамент Фиата

 

Кросс-докинг (от англ. cross-docking - от cross - идущий напрямую и dock-док, причал, стыковка, соединение) - это логистическая операция внутри цепочки поставок, при которой отгрузка товара на склад и его последующая доставка получателю согласованы по времени таким образом, чтобы исключить хранение товара на складе. В результате партия продукции доставляется от поставщика (производителя) продавцу за максимально короткий срок.
Кросс-докинг проходит в один или два этапа. При использовании одноэтапного кросс-докинга получатель адресует товар определенной торговой точке, и груз проходит через склад как отдельный заказ без изменений. Двухэтапный кросс-докинг предполагает, что партия товара, отгруженная поставщиком на склад в качестве логистической единицы, будет переформирована. При этом товар на складе можно делить на группы (каждая из которых доставляется в торговую точку) или собирать в единый блок (логистическую единицу) вместе с другими частями этого же заказа. Хранение товара на складе при использовании двухэтапного кросс-докинга также исключается.

 

Линейное судно - это судно совершающее рейсы по расписанию между определенными портами. Обычно на линейных грузовых судах отгрузка товаров производится мелкими партиями. На каждую партию выдается отдельный коносамент. На линейном судне могут находится контейнеры с разными портами назначения.

 

Логистика - стратегическое управление (менеджмент) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации. Логистика направлена на минимизацию издержек и максимальную выгоду и связана обычно с долгосрочным планированием.
Термин появился первоначально в интендантской службе армии. Сам термин «логистика» происходит от греческого (логос) и впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI.
Задачи, решаемые логистикой:
1. выбор вида транспортного средства;
2. выбор типа транспортного средства;
3. определение маршрутов;
4. упаковка товаров в контейнеры;
5. управление запасами;
6. ответственное хранение на складских площадях;
7. маркировка;
8. формирование сборных заказов;
9. таможенные услуги;


Логистическая операция - обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального, информационного или финансового потока.

Логистическая цепь - линейно упорядоченное множество физических и/или юридических лиц (производителей, дистрибьюторов складов общего пользования и т.п.), осуществляющих логистические операции по доведению внешних материальных, информационных и финансовых потоков от одной логистической цепи до другой или до конечного потребителя.

 

Логистические издержки - затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках и т.д.).

Маркировка - различного вида знаки, рисунки, надписи и условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры по сохранности при транспортировке. Маркировка позволяет установить связь между грузом и перевозочным документам, отличить одну партию груза от другой и содержит: основные надписи, дополнительные и информационные надписи, манипуляционные знаки.

 

"Навалом" - бестарная перевозка массовых грузов (руды, угля, песка), а также металлолома, жмыхов и т.п. При перевозке зерна без тары применяется термин «насыпью».

Негабаритный груз - грузовые места, размеры которых превышают габариты, допустимые при обычных перевозках. Порядок предъявления и перевозки негабаритных грузов определяется специальными правилами и тарифами.

 

Нетто - чистая масса (вес) товара без упаковки.

- современный способ доставки грузов со склада (завода, фабрики и т.п.) отправителя до склада (или другого согласованного места) получателя. Обычно такой способ транспортировки обеспечивается посредством контейнерных перевозок грузов. Перевозки «от двери до двери» оформляются документами, покрывающими доставку грузов данным способом.

 

Перевозчик - лицо, которое по договору перевозки осуществляет или оказывает посредничество в доставке груза с использованием транспортного средства.

 

Претензия - требование, предъявляемое одной из сторон другой и вытекающее из их правоотношений. Обстоятельства, могущие служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, удостоверяются правилами и обычаями, существующими в данной стране или порту. Право на предъявление претензии имеют отправители и получатели груза. Причем это право реализуется отправителями или получателями в зависимости от того, какое обстоятельство послужило основанием для предъявления претензии. Отправители и получатели грузов могут передавать свое право на предъявление претензии друг другу, своим вышестоящим организациям, транспортно-экспедиторским организациям и страховщикам. Данная передача удостоверяется передаточной надписью на транспортном документе. Претензия подается в виде письменного заявления, в котором должны быть указаны: наименование, адрес и банковские реквизиты заявителя; обстоятельства, являющиеся основанием претензии и краткое ее обоснование; содержание требований, сумма претензии и ее расчет; перечень прилагаемых документов; дата составления заявления. Перевозочные документы предъявляются только в подлиннике.

 

Реинжиниринг

 

Срок поставки - оговоренное в договоре и установленное в нем время поставки товара (груза) или период времени, в течение которого товар (груз) должен быть доставлен, передан покупателю.

 

Срок доставки груза - период времени, в течение которого перевозчик обязан доставить груз по назначению и за соблюдение которого он несет ответственность перед грузовладельцами. Срок доставки груза включает в себя время, необходимое для транспортировки груза от пункта отправления до пункта назначения (в том числе операции по его погрузке и выгрузке), выполнение различных вспомогательных операций и оформление документов. За задержку в доставке грузов против установленных сроков перевозчик уплачивает грузовладельцу штраф, обычно устанавливаемый в процентах от провозной платы. При возникновении чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств (см. Форс-мажор) перевозчик освобождается от уплаты штрафа за просрочку в доставке груза.

 

Сроки хранения грузов - время, устанавливаемое специальными правилами, в течение которого прибывшие грузы должны быть приняты грузовладельцем и вывезены с места погрузки или разгрузки (порта, железнодорожной станции и др.). Сроки хранения грузов зависят от свойств грузов (подверженность порче, необходимость специальных условий хранения и т.п.). Грузы, не принятые и не вывезенные получателями в установленный срок, считаются невостребованными и обычно подлежат реализации.

 

Ставка фрахта - это базовая ставка фрахта с изменениями и дополнениями по состоянию на дату заключения чартера. В основном она зависит от рода груза, расстояния и направления перевозки. Если размер фрахта не предусмотрен тарифом, то ставка фрахта устанавливается по соглашению сторон.

 

Транзитная декларация (T-1) - должна сопровождать по территории ЕЭС все грузы неевропейского происхождения (например, из США, стран Азии) и грузы, приходящие с европейских таможенных складов (bonded/customs warehouse).
Транзитная декларация Т-1 на грузы, прибывающие по суше, делается на границе ЕЭС, если груз прибывает извне, либо поставщиком/агентом поставщика или перевозчика/экспедитора - если груз пришел с таможенного склада внутри ЕЭС.
На авиагрузы, а также на грузы идущие морем, из стран, не входящих в ЕЭС, Т-1 делается прямо в аэропорту/порту прибытия уполномоченным агентом. Если груз отправлен самолётом из страны ЕЭС и требует Т-1, данная декларация должна быть предоставлена отправителем/поставщиком, либо груз должен сопровождаться авианакладной со специальной пометкой.
Транзитная декларация Т-1 составляется на основании инвойса и упаковочного листа.

 

Фидерное судно - это небольшое судно, способное курсировать на сравнительно мелких глубинах. Эти суда встают под перегруз контейнеров, пришедших на линейном судне, и каждое собирает контейнеры по своему маршруту.

 

Штриховой код, бар - комбинация темных и светлых вертикальных полос (штрихов) различной ширины с нанесенными под ними цифрами. Эффект применения штрихового кода заключается в значительном снижении стоимости учетных работ на складе, уменьшением издержек обращения, повышением уровня контроля за состоянием запасов и др.

 

Экспортная декларация (EX-1) для грузов, произведённых и проданных из стран ЕЭС - это общепринятый международный документ, который подтверждает экспорт товара. Факт вывоза товара за пределы ЕЭС подтверждается штампом таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление транспортного средства на Россию. Оригинал экспортной декларации со штампом отправляется по почте на адрес отправителя. Данный факт позволяет покупателю товара избежать уплаты внутри-европейского НДС (VAT).
Декларация ЕХ-1 должна сопровождать грузы европейского происхождения, следующие с транзитного склада или склада поставщика за пределы стран ЕЭС.
Декларация ЕХ-1 оформляется поставщиком/агентом поставщика или перевозчика/экспедитора, которые имеют на это соответствующую лицензию. См. также Экспортная декларация

 

В начало

 


 


jAntivirus